Источники сюжета
Царь Дадон встречает Шемаханскую царицу, иллюстрация Ивана Билибина, 1907 год
Про «Сказку о золотом петушке » было написано немало работ, из которых одной из наиболее значительных является труд Анны Ахматовой. озаглавленный «Последняя сказка Пушкина ». Большинство исследователей творчества Пушкина сошлись во мнении, что это произведение было навеяно автору «Легендой об арабском звездочете » Вашингтона Ирвинга [1] и «Историей о Золотом Петухе » Фридриха Клингера. Помимо этого, «пушкинисты» разглядели в произведении влияние сатирика Ивана Андреевича Крылова («Каиб ») и сказочные мотивы «Княжны Милуша » поэта и драматурга П. А. Катенина [2] .
Также был выявлен первоисточник сюжета, который берёт начало в фольклоре коптов. сохранённом в арабском историческом сборнике «Китаб ахбар аз-заман ва-ль-аджаиб аль-булдан» (или «Мухтасар аль-аджаиб ва-ль-гараиб»), который был переведён Пьером Ватье по рукописи из собрания кардинала Мазарини. переписанной в 1584 году. Данная легенда переносит повествование во времена Древнего Египта:
В этих книгах коптов есть упоминание среди других царей — жрицы по имени Борса, которая вершила правосудие народу, восседая на огненном троне. Когда какой-либо человек приходил просить у нее справедливости и если его дело было правым и он говорил истину, огонь отступал от него. Если же, напротив, это был лжец и обманщик, то, когда он приближался к огню, он тотчас же сгорал
— Крачковский И. Ю. Избранные сочинения, т. IV. М.—Л. 1957, с. 13-14
Эта волшебница приказывает изготовить из твердого красного камня вращающуюся скульптуру барана на пьедестале в виде мельничного жернова, а над просверленным пьедесталом поднять железный стержень с бронзовым петухом на острие. Сооружение было размещено на горе, которую прозвали «горой Барана» (и где впоследствии была построена мечеть Ибн Тулуна). Когда какой-либо враг выступал войной на Египет. то вращающийся каменный баран смотрел в направлении, откуда шёл противник, а и в то же самое время бронзовый петух пел.
Ряд исследователей отмечают в сказке недвусмысленные отсылки к секте скопцов. звездочёт был «скопцом», а Шемаха издавна являлась местом ссылки и поселения сектантов-скопцов из разных мест России [3] [4] .